Интервью Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Д.Н. Медоева турецкому изданию «Cumhuriyet» (Республика)

24 августа 2019 года во время пребывания в Турции на Фестивале осетинской культуры Министр иностранных дел Республики Южная Осетия Д.Н. Медоев встречался с журналистом турецкого издания «Cumhuriyet» Бирол Гюгером.

Ниже приводится полная версия интервью, опубликованного 4 сентября 2019 года в газете «Cumhuriyet».

- Как вы считаете, в ближайшем будущем увеличится ли число государств, признающих Южную Осетию?

- В нашем случае не столько важно какое количество стран признало нашу независимость, а какие страны приняли такое решение. Независимость Южной Осетии признана великой Россией, являющейся постоянным участником Совета Безопасности ООН, с которой у нас подписано два больших межгосударственных договора и более 100 межправительственных соглашений. У Министерства иностранных дел Южной Осетии есть установка от своего Правительства наряду с углублением сотрудничества с Российской Федерацией, ее регионами, расширять международные контакты - географию нашего присутствия в мире. Такие приоритеты были поставлены перед внешнеполитическим ведомством Президентом страны Анатолием Бибиловым, и мы намерены и дальше вести эту работу.

Южная Осетия продолжает реализовывать политику открытости отношений с окружающим миром, параллельно идет работа по признанию нашей независимости новыми странами. Этим мы сегодня и заняты. Мы находимся в постоянном контакте с дружественными странами, признавшими независимость нашего государства, это Сирия, Венесуэла, Никарагуа, Науру, Тувалу. Работа ведется в Европе, в Азии и на американских континентах. Мы будем продолжать искать партнеров как среди парламентариев, так и в деловых кругах, среди представителей культурного и научного сообществ заинтересованных государств мира. Нам важны контакты на любых уровнях - гуманитарном, экономическом, культурном.

- Как вы считаете, Западные страны, в частности, применяют в некотором роде двойные стандарты по вопросам территориальных противоречий, касающиеся, например, относительно легкого процесса признания независимости Республики Косово? Прокомментируйте позицию международного сообщества по урегулированию региональных споров?

- Двойные стандарты, применяемые некоторыми западными странами по всему миру нам известны, в том числе на своем опыте. Там где надо - признаются демократия и права человека, а там, где это невыгодно этим странам – диктатура и даже преступления против человечности - считаются нормой. Бывшая Югославия, Ливия, Ирак, Афганистан – это далеко не полный список стран, где применялись двойные стандарты. Мы против таких подходов, однако, к сожалению, это реальность, мы научились различать эти стандарты. Признание независимости Косова без волеизъявления ее народа и непризнание Южной Осетии с четкой волей ее народа, выраженной на пяти референдумах - это показательный пример по данной теме. Мы не обращаем внимания на «кривые стандарты», мы идем своим путем – путем независимого развития, укрепления демократических институтов, создания условий безопасной и комфортной жизни для наших граждан. Никогда больше Южная Осетия не будет частью Грузии!

- Считаете ли вы, что запланированный на октябрь 2019 года очередной раунд, начатых 11 лед назад Женевских переговоров по безопасности и стабильности Закавказья, принесет в долгосрочной перспективе положительные результаты для осетин?

- Женевские дискуссии, которым в октябре 2019 года исполнится 11 лет, призваны способствовать обеспечению мира и безопасности в Закавказье. Самым большим результатом Женевских дискуссий является сам факт их ведения, поскольку они сами по себе уже являются фактором мира и стабильности.

Это очень важная для нас международная площадка, к сожалению, единственная для прямого диалога представителей Южной Осетии, Абхазии, Грузии, России, США при сопредседательстве ЕС, ООН и ОБСЕ. В рамках этого формата заинтересованное международное сообщество может напрямую знакомиться с позицией всех сторон конфликта.

Несмотря на то, что в рамках Женевского формата существенных прорывов не отмечено, мы не теряем надежду на то, что рано или поздно Грузия признает существующие реалии и перейдет от лозунгов к конструктивному диалогу, который необходим для налаживания нормальных межгосударственных отношений.

Одним из важных результатов дискуссий является достижение в феврале 2009 года договоренности о создании на границах Южной Осетии и Абхазии с Грузией совместных механизмов по предотвращению и реагированию на инциденты, подразумевающих решение возникающих споров и инцидентов на ежемесячных встречах. Надо также отметить, что все эти годы Южная Осетия и Абхазия предлагают Грузии подписать обязывающий документ о неприменении силы, невозобновлении военных действий, однако Грузия все эти годы противится этому.

- Исторический выбор Южной Осетии - союз с Россией. Россия стала первым государством, признавшим Южную Осетию после грузино-осетинской войны в августе 2008 года. Как выстраивались отношения с Москвой с того момента и до настоящего времени?

- Южная Осетия вступила в дипломатические отношения с Россией 9 сентября 2008 года после операции по принуждению Грузии к миру. 17 сентября был подписан Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. А весной 2015 года президенты Южной Осетии и России подписали Договор о союзничестве и интеграции, который предполагает формирование единого пространства обороны и безопасности, проведение согласованной внешней политики и ряд других важных моментов двустороннего сотрудничества.

Союзничество с Россией — исторический выбор осетинского народа, отношения наших народов опираются на прочную основу и глубокие исторические корни. Договор о союзничестве и интеграции имеет стратегическое значение для двусторонних отношений.

Закрепленный договором статус союзника Российской Федерации в совокупности с формированием общего оборонного пространства для Южной Осетии обеспечивает максимально возможные гарантии государственного суверенитета и безопасности, укрепление международных позиций, продвижение признания независимости Республики и перспективы устойчивого социально-экономического развития.

С учетом обострившейся в последнее время военно-политической обстановки на Южном Кавказе этот договор определяет право на коллективную оборону и совместное отражение агрессии в случае, если одна из сторон подвергнется вооруженному нападению.

- Каковы ваши прогнозы на будущее Закавказья?

- К сожалению, в 1922 году Осетия оказалась разделенной большевиками на Северную и Южную. Вопреки воле осетинского народа, южную часть Осетии включили в состав новообразования - Грузинской советской республики, а северная часть осталась в составе Российской федеративной республики. Мне представляется, что в этом вопросе надо опираться на ту правовую базу, которая существует в двусторонних отношениях между Российской Федерацией и Южной Осетией. Эта база включает дипломатические отношения и соглашения в области экономики, финансов, гуманитарных проблем, а также договоренности в области безопасности и обороны.

После августа 2008 года политическая карта Закавказья изменилась. Как следствие агрессивной политики Грузии по отношению к Южной Осетии и Абхазии образовались новые независимые государства – Республика Южная Осетия и Республика Абхазия. Это и есть новая кавказская реальность, с которой не хочет считаться Грузия и ее американские и европейские друзья.
Позиция Южной Осетии основывается на недопущении эскалации на соседних территориях, исключении всякого рода форм силового давления и агрессии в международных отношениях. Считаем, что курс Грузии на военное сотрудничество с Соединенными Штатами и рядом стран Европы ведет к новой волне напряженности и может взорвать мир, который установился в 2008 году.
Неоспоримым фактом остается то, что милитаризация Грузии всегда приводила к хаосу во всем регионе, войнам и разрушениям, в том числе и для самой Грузии.

- Осетинская диаспора в Турции насчитывает несколько десятков тысяч человек, для которых Турция стала второй Родиной. Что вы думаете об отношении Турции к грузино-осетинскому конфликту?

- Сегодня у нас в Турции довольно солидная диаспора, которая имеет возможность свободно жить и развиваться, сохраняя при этом свой язык и самобытность. Турция стала второй родиной для наших братьев и сестер, вынужденных в силу обстоятельств покинуть Кавказ и обосноваться в Турции. Это важное и перспективное обстоятельство обязывает нас стремиться искать точки соприкосновения, искать возможности узнавать больше друг о друге. Турция для нас - соседняя страна, крупное региональное государство, проводящее свою независимую внешнюю политику, в том числе на Кавказе. Мы знаем, что у турецкого правительства есть свои интересы и отношения с соседней Грузией, это не удивительно, это суверенное право любого государства. За время нашего конфликта с Грузией мы не замечали, чтобы турецкое Правительство каким-то образом вмешивалось в эти процессы. Уверен, что правительство Турецкой Республики также не заинтересовано в эскалации напряжённости у своих северных границ, также как и Россия - у своих южных.

- Что вы хотите пожелать народу Турции?

-Пользуясь настоящей возможностью, хочу пожелать народу Турецкой Республики процветания, мира и стабильности, выразить надежду на развитие добрых контактов между нашими странами и народами. Я нахожусь в Стамбуле по приглашению осетинской диаспоры на фестивале осетинской культуры, который прошел в одном из престижнейших концертных залов Стамбула - Cemal Reşit Rey Konser Salonu при полном аншлаге. Являюсь свидетелем, как официальные власти способствуют подобным мероприятиям. Мой мессидж в адрес народа Турецкой Республики простой: Осетия и Турция – соседи, которым положено жить в мире и развивать всевозможные связи - торгово-экономические, научно-культурные, ездить друг к другу в гости.

 

 

06.09.2019