Комментарий Министра иностранных дел Республики Южная Осетия Д.Н. Медоева в связи с заявлением Президента Австрии о допуске Миссии наблюдателей ЕС на территорию Южной Осетии

Согласно нашим наблюдениям за последнее время для части грузинского политического бомонда актуализация югоосетинской и абхазской темы становится не только средством для привлечения к себе внимания, но и единственной темой для обсуждения с иностранными коллегами.

В ходе визита Президента Грузии Саломе Зурабишвили в Вену Президент Австрии Александр Ван дер Беллен на совместной пресс-конференции заявил, что поддерживает суверенитет Грузии в рамках ее международно признанных границ и выразил сожаление, что МНЕС не имеет возможности действовать на территории Южной Осетии.

Такие вольные интерпретации фактов вызывают крайнее удивление в Южной Осетии, а суть и тональность заявлений австрийского президента непонятны и неприемлемы в корне. Признавать границы Грузии в рамках несуществующей 30 лет Грузинской ССР, по крайней мере, абсурдно. Хотя можно допустить, что для европейских политиков, и в частности, для господина Ван дер Беллена Советский Союз продолжает существовать до сих пор, раз они признают границы его союзной республики.

Полагаю, что Президент Австрии, выступающий в поддержку суверенитета Грузии, имеет право знать, что в 1990 году Верховный Совет Грузии в одностороннем порядке отменил все законы, принятые Грузинской Советской Социалистической Республикой после 1921 года. В их числе и «Декрет об образовании Юго-Осетинской Автономной области в составе ГССР» от 22 апреля 1922 года – единственный правовой документ, на основании которого Южная Осетия считалась частью Грузинской ССР, которая в свою очередь входила в состав СССР – субъекта международного права и члена ООН.

Австрийская Республика по праву считается одним из авторитетных центров международно-правовой науки, но позволим себе любезно напомнить президенту этой страны, что становление и правовое оформление Республики Южная Осетия произошло до международного признания нынешнего грузинского государства и до принятия его в состав ООН. Южная Осетия определилась в качестве независимого и суверенного государства в результате двух референдумов 1991 и 1992 годов, следовательно, к суверенитету и территориальной целостности нынешней Грузии отношения не имеет.

Непонятны требования в адрес России позволить наблюдательной миссии ЕС работать в Южной Осетии и Абхазии, так как согласно принятому 12 августа 2008 года «Плану Медведева–Саркози» их мандат позволяет осуществлять наблюдение только в зоне, прилегающей к Южной Осетии, т.е. в буферной зоне, но никак не на территории Южной Осетии.

В заключение не лишним было бы также отметить, что в Южной Осетии зачастую вызывает крайнее неудовлетворение деятельность наблюдателей Евросоюза в зоне ответственности МНЕС, которые уклоняясь от своих прямых обязанностей, заключающихся в обеспечение безопасности и пресечении любых провокаций, закрывают глаза на нарушения со стороны Грузии. Подобные действия могут привести к осложнению ситуации и нарастанию новых проблем и опасных вызовов безопасности в регионе.

 

Цхинвал, 13 октября 2021 года

13.10.2021